Папа клёвый, мама - божественен! (с)
Амстердам — город небольшой, и общественным транспортом можно вообще не пользоваться. Но уж если надо добраться куда-то побыстрее, удобнее и приятнее всего сделать это на трамвае. Они ходят по расписанию, которое висит на столбе на каждой остановке: на розовом фоне расписание для выходных дней, на голубом — для будней.
читать дальшеАвтобусы, напротив, никакого расписания не соблюдают (хотя оно и написано черным по белому на каждой остановке), и ждать их иногда приходится очень долго. Они очень комфортабельны, но носятся со страшной скоростью, закладывая повороты на узких улицах, — развлечение не для тех, кого укачивает в транспорте. Ночью с 1.00 до 5.30 (по выходным до 6.30) по городу разъезжают специальные ночные автобусы: стоя на остановке, надо поднять руку, чтобы водитель вас заметил. Внимание: проездные на этих маршрутах недействительны!
Метро Амстердама — это три линии, соединяющие Центральный вокзал с южными и восточными районами города. Пользоваться им не очень удобно — станции (за исключением Nieuwmarkt и Waterlooplein) расположены не в тех местах, которые обычно нужны туристу.
Билеты на все виды транспорта — трамвай, автобус и метро — в Амстердаме действуют одни и те же. Город разделен на зоны; чем больше зон вы пересекаете, тем дороже билет (почти весь центр — это одна зона, что удобно). Карта зон висит прямо на остановках, а также внутри трамваев и автобусов. Билет (ticket) всегда можно купить у водителя, а также в автоматах на станциях метро. Он обойдется в 1,60 евро и в пределах оплаченной зоны будет действителен на любое количество поездок в течение часа.
Но гораздо выгоднее приобрести на почте, в табачном киоске или в супермаркете так называемую стриппенкарт (strippenkaart) — длинную бумажку с пронумерованными полосочками. Самая короткая стриппенкарт в 15 полосок стоит 6,50 евро самая выгодная — в 45 полосок — 19,20 евро (если вы собираетесь много ездить на общественном транспорте, покупайте именно такую).
Проезд внутри одной зоны — две полоски (плюс по одной полоске на каждую следующую зону): отсчитываете, сгибаете по розовой пунктирной линии, засовываете сгибом вперед до упора в щель желтой коробки, которая висит внутри трамвая или автобуса у дверей, — клинг! — билет проштампован. Теперь вы можете целый час ездить во все стороны на любых трамваях и автобусах, причем одной картой может пользоваться сколько угодно человек — хватило бы полосок: просто повторяете всю операцию с загибанием и штампованием столько раз, сколько потребуется по числу пассажиров. Внимание: из отсчитанных полосок проштампована должна быть та, у которой самый большой номер! Штамп на стриппенкарт могут поставить также водитель или контролер, а вот без штампа она считается недействительной.
Кроме того, стриппенкарт с восемью полосками можно использовать как единый проездной билет на все виды транспорта, которым можно пользоваться в течение одного дня (dagkaart). Стоит этот билет 6,40 евро (для лиц старше 65 или младше 18 — 3,20 евро; для детей до 4 лет проезд свободный), приобрести его можно у водителя в трамвае или автобусе; штамповать требуется только один раз — в первую поездку. А в отделениях голландской туристической службы VVV можно купить комбинированный билет, дающий право проезда на всех видах общественного транспорта, посещения крупнейших музеев и лодочной прогулки по каналам. Он называется Amsterdam Pass, выдается на 1, 2 или 3 дня и стоит соответственно 31, 41 или 51 евро.
Штраф за безбилетный проезд в Амстердаме составляет 35 евро. Расплата производится на месте.
Главное средство передвижения для амстердамцев — это велосипед; без него горожанин как без рук и без ног. Но вот туристу не стоит спешить с арендой велосипеда, какой бы соблазнительной эта идея ни казалась. Кататься по голландской столице интересно и приятно, но только когда основные достопримечательности осмотрены и город хоть немного знаком: движение в Амстердаме хаотичное, почти не подчиняется правилам и требует (особенно с непривычки) большого внимания. На разглядывание архитектурных красот, карты, путеводителя, витрин и толпы у велосипедиста обычно не остается времени.
Если вы все же решитесь покататься по городу, помните три вещи:
во-первых, ездить надо по красноватой дорожке между тротуаром и проезжей частью; во-вторых, собираясь свернуть на боковую улицу, вы должны поднять руку, чтобы показать окружающим, в какую сторону вы собираетесь; и в-третьих, в городе тысячи туристов, которые не думают о велосипедистах и по сторонам не смотрят, — глядите в оба, чтобы не сбить какого-нибудь недотепу, не то испортите поездку и себе, и ему.
Кстати, в Амстердаме есть довольно любопытные велосипедные экскурсии на английском языке, вполне информативные и рассчитанные на не слишком опытных ездоков (www.mikesbikeamsterdam.com). Прежде чем арендовать велосипед, попробуйте прокатиться с экскурсоводом.
Для аренды велосипеда придется предъявить паспорт и внести залог в 40–50 евро (обычно принимают и кредитные карты). Сама аренда стоит от 13 евро в сутки. Только ни в коем случае не берите велосипедов с надписью «Tourist» — засмеют, затолкают на дорогах и вообще замучают. И еще: обязательно пристегивайте велосипед к фонарю, решетке или дереву — замки выдают в пунктах проката.
Если вы в Голландии на пару-тройку недель и собираетесь много ездить, то можно даже купить подержанный велосипед в магазине секонд-хенд (купить подержанный велосипед можно в магазине на рынке Роммелмаркт), а потом продать его там же или в соседнем заведении — это обойдется всего в ?45. Правда, к велосипеду придется непременно приобрести и замок, чтобы его немедленно не свистнули, — дешевле всего он обойдется на блошином рынке на Ватерлоуплейн.
Кстати, о пропадающих велосипедах. По утрам по всему городу, особенно на Лангебрюхстейг (Langebrugsteeg), бомжи продают украденные ночью велосипеды по бросовым ценам (20), бормоча «fiets te coop». Не покупайте! Во-первых, не надо поощрять подлых похитителей. Во-вторых, подумайте о бедных людях, которые лишились своего «железного коня» всего пару часов назад. И в-третьих, если вдруг вас поймают на украденном велике, позора и неприятностей не оберетесь.
Если вы все-таки отважитесь забраться в центр Амстердама на машине, учтите, что дальше вам придется туго. Во-первых, масса улиц вообще закрыта для проезда. А во-вторых, будет очень сложно припарковаться. Найти свободное место на улице почти невозможно: обычно все удобные точки оперативно занимают местные. Если участок обозначен непрерывной желтой линией, там запрещено не только парковаться, но даже останавливаться; запрещено оставлять машину на велосипедных дорожках, автобусных полосах, остановках общественного транспорта, перекрестках.
Если поставить машину в неположенном месте, вас засекут с фантастической оперативностью: наклеят на лобовое стекло желтый билетик с указанием адреса, по которому надо будет заплатить штраф в ?70, или просто заблокируют колеса, и только в крайнем случае — если ваш автомобиль будет мешать движению — эвакуируют. Если машина у вас арендованная, счет поступит в прокатную компанию и сумма штрафа будет снята с вашей кредитной карты. Если же вам не повезло и колесо обули в «желтый ботинок», придется звонить по телефону, указанному на штрафном билетике, и иметь дело с транспортной службой. Обойдется это намного дороже. Все сведения, которые могут понадобиться автомобилистам в Амстердаме, можно получить на сайтах www.toamsterdam.nl и www.ivv.amsterdam.nl.
Даже там, где никаких запрещающих знаков не висит, машину можно оставлять только с 9.00 до 19.00. При этом в центре города уличная стоянка стоит от 3,40 евро в час (на окраинах — 1,10 евро в час), и чем центральнее, тем дороже (правда, некоторыми парковками после 19.00 можно пользоваться бесплатно). Особой ловкости требует парковка на набережных: здешние водоемы ничем не огорожены, и ежегодно сотни машин просто падают в воду.
Аренда автомобилей
Взять машину напрокат в Голландии могут люди старше 21 года, имеющие водительский стаж не меньше года. Права и страховка обязательны. Оплата производится кредитной карточкой; если у вас ее нет, придется в Москве договориться с крупным агентством, имеющим офис в Амстердаме, — там можно сразу заказать автомобиль, который будет встречать вас по приезде в Голландию. Отделения агентств вроде Hertz или Europcar находятся прямо в аэропорту, а также на центральных улицах. Платить придется от 35 евро в день.



читать дальшеАвтобусы, напротив, никакого расписания не соблюдают (хотя оно и написано черным по белому на каждой остановке), и ждать их иногда приходится очень долго. Они очень комфортабельны, но носятся со страшной скоростью, закладывая повороты на узких улицах, — развлечение не для тех, кого укачивает в транспорте. Ночью с 1.00 до 5.30 (по выходным до 6.30) по городу разъезжают специальные ночные автобусы: стоя на остановке, надо поднять руку, чтобы водитель вас заметил. Внимание: проездные на этих маршрутах недействительны!
Метро Амстердама — это три линии, соединяющие Центральный вокзал с южными и восточными районами города. Пользоваться им не очень удобно — станции (за исключением Nieuwmarkt и Waterlooplein) расположены не в тех местах, которые обычно нужны туристу.
Билеты на все виды транспорта — трамвай, автобус и метро — в Амстердаме действуют одни и те же. Город разделен на зоны; чем больше зон вы пересекаете, тем дороже билет (почти весь центр — это одна зона, что удобно). Карта зон висит прямо на остановках, а также внутри трамваев и автобусов. Билет (ticket) всегда можно купить у водителя, а также в автоматах на станциях метро. Он обойдется в 1,60 евро и в пределах оплаченной зоны будет действителен на любое количество поездок в течение часа.
Но гораздо выгоднее приобрести на почте, в табачном киоске или в супермаркете так называемую стриппенкарт (strippenkaart) — длинную бумажку с пронумерованными полосочками. Самая короткая стриппенкарт в 15 полосок стоит 6,50 евро самая выгодная — в 45 полосок — 19,20 евро (если вы собираетесь много ездить на общественном транспорте, покупайте именно такую).
Проезд внутри одной зоны — две полоски (плюс по одной полоске на каждую следующую зону): отсчитываете, сгибаете по розовой пунктирной линии, засовываете сгибом вперед до упора в щель желтой коробки, которая висит внутри трамвая или автобуса у дверей, — клинг! — билет проштампован. Теперь вы можете целый час ездить во все стороны на любых трамваях и автобусах, причем одной картой может пользоваться сколько угодно человек — хватило бы полосок: просто повторяете всю операцию с загибанием и штампованием столько раз, сколько потребуется по числу пассажиров. Внимание: из отсчитанных полосок проштампована должна быть та, у которой самый большой номер! Штамп на стриппенкарт могут поставить также водитель или контролер, а вот без штампа она считается недействительной.
Кроме того, стриппенкарт с восемью полосками можно использовать как единый проездной билет на все виды транспорта, которым можно пользоваться в течение одного дня (dagkaart). Стоит этот билет 6,40 евро (для лиц старше 65 или младше 18 — 3,20 евро; для детей до 4 лет проезд свободный), приобрести его можно у водителя в трамвае или автобусе; штамповать требуется только один раз — в первую поездку. А в отделениях голландской туристической службы VVV можно купить комбинированный билет, дающий право проезда на всех видах общественного транспорта, посещения крупнейших музеев и лодочной прогулки по каналам. Он называется Amsterdam Pass, выдается на 1, 2 или 3 дня и стоит соответственно 31, 41 или 51 евро.
Штраф за безбилетный проезд в Амстердаме составляет 35 евро. Расплата производится на месте.
Главное средство передвижения для амстердамцев — это велосипед; без него горожанин как без рук и без ног. Но вот туристу не стоит спешить с арендой велосипеда, какой бы соблазнительной эта идея ни казалась. Кататься по голландской столице интересно и приятно, но только когда основные достопримечательности осмотрены и город хоть немного знаком: движение в Амстердаме хаотичное, почти не подчиняется правилам и требует (особенно с непривычки) большого внимания. На разглядывание архитектурных красот, карты, путеводителя, витрин и толпы у велосипедиста обычно не остается времени.
Если вы все же решитесь покататься по городу, помните три вещи:
во-первых, ездить надо по красноватой дорожке между тротуаром и проезжей частью; во-вторых, собираясь свернуть на боковую улицу, вы должны поднять руку, чтобы показать окружающим, в какую сторону вы собираетесь; и в-третьих, в городе тысячи туристов, которые не думают о велосипедистах и по сторонам не смотрят, — глядите в оба, чтобы не сбить какого-нибудь недотепу, не то испортите поездку и себе, и ему.
Кстати, в Амстердаме есть довольно любопытные велосипедные экскурсии на английском языке, вполне информативные и рассчитанные на не слишком опытных ездоков (www.mikesbikeamsterdam.com). Прежде чем арендовать велосипед, попробуйте прокатиться с экскурсоводом.
Для аренды велосипеда придется предъявить паспорт и внести залог в 40–50 евро (обычно принимают и кредитные карты). Сама аренда стоит от 13 евро в сутки. Только ни в коем случае не берите велосипедов с надписью «Tourist» — засмеют, затолкают на дорогах и вообще замучают. И еще: обязательно пристегивайте велосипед к фонарю, решетке или дереву — замки выдают в пунктах проката.
Если вы в Голландии на пару-тройку недель и собираетесь много ездить, то можно даже купить подержанный велосипед в магазине секонд-хенд (купить подержанный велосипед можно в магазине на рынке Роммелмаркт), а потом продать его там же или в соседнем заведении — это обойдется всего в ?45. Правда, к велосипеду придется непременно приобрести и замок, чтобы его немедленно не свистнули, — дешевле всего он обойдется на блошином рынке на Ватерлоуплейн.
Кстати, о пропадающих велосипедах. По утрам по всему городу, особенно на Лангебрюхстейг (Langebrugsteeg), бомжи продают украденные ночью велосипеды по бросовым ценам (20), бормоча «fiets te coop». Не покупайте! Во-первых, не надо поощрять подлых похитителей. Во-вторых, подумайте о бедных людях, которые лишились своего «железного коня» всего пару часов назад. И в-третьих, если вдруг вас поймают на украденном велике, позора и неприятностей не оберетесь.
Если вы все-таки отважитесь забраться в центр Амстердама на машине, учтите, что дальше вам придется туго. Во-первых, масса улиц вообще закрыта для проезда. А во-вторых, будет очень сложно припарковаться. Найти свободное место на улице почти невозможно: обычно все удобные точки оперативно занимают местные. Если участок обозначен непрерывной желтой линией, там запрещено не только парковаться, но даже останавливаться; запрещено оставлять машину на велосипедных дорожках, автобусных полосах, остановках общественного транспорта, перекрестках.
Если поставить машину в неположенном месте, вас засекут с фантастической оперативностью: наклеят на лобовое стекло желтый билетик с указанием адреса, по которому надо будет заплатить штраф в ?70, или просто заблокируют колеса, и только в крайнем случае — если ваш автомобиль будет мешать движению — эвакуируют. Если машина у вас арендованная, счет поступит в прокатную компанию и сумма штрафа будет снята с вашей кредитной карты. Если же вам не повезло и колесо обули в «желтый ботинок», придется звонить по телефону, указанному на штрафном билетике, и иметь дело с транспортной службой. Обойдется это намного дороже. Все сведения, которые могут понадобиться автомобилистам в Амстердаме, можно получить на сайтах www.toamsterdam.nl и www.ivv.amsterdam.nl.
Даже там, где никаких запрещающих знаков не висит, машину можно оставлять только с 9.00 до 19.00. При этом в центре города уличная стоянка стоит от 3,40 евро в час (на окраинах — 1,10 евро в час), и чем центральнее, тем дороже (правда, некоторыми парковками после 19.00 можно пользоваться бесплатно). Особой ловкости требует парковка на набережных: здешние водоемы ничем не огорожены, и ежегодно сотни машин просто падают в воду.
Аренда автомобилей
Взять машину напрокат в Голландии могут люди старше 21 года, имеющие водительский стаж не меньше года. Права и страховка обязательны. Оплата производится кредитной карточкой; если у вас ее нет, придется в Москве договориться с крупным агентством, имеющим офис в Амстердаме, — там можно сразу заказать автомобиль, который будет встречать вас по приезде в Голландию. Отделения агентств вроде Hertz или Europcar находятся прямо в аэропорту, а также на центральных улицах. Платить придется от 35 евро в день.

